Национальный туроператор Алеан: в 2022 году компания увеличила прибыль на 16%, в структуре продаж лидером является Краснодарский край


Национальный туроператор Алеан подвел итоги 2022 года: общий рост объема продаж составил 16%.

Большая часть продаж пришлась на Краснодарский край (в первую очередь, Сочи), далее в рейтинге популярности направлений следуют Абхазия и КМВ.

Лидерами по увеличению спроса среди туристов в структуре продаж компании за прошедший год стали Москва, Санкт-Петербург, Горный Алтай, Кавказские Минеральные Воды, Башкирия, Калининградская область.

Популярность отдельных видов туризма в структуре продаж Алеан

Пляжный

Спрос на отдых в Сочи увеличился на 30%. При этом, спрос на размещение в отелях 5* увеличился в два раза, 2* - на 40%, 4* - на 36%, 3* - на 11%.

В 2022 году туристы чаще всего бронировали отели 3* (72%), реже – 4* (18%). Размещения категории 2* выбирали 7% туристов, 5* - 3%.

Калининградская область по статистике Алеан приросла в три раза благодаря расширению предложений в сегменте апартаментов. И хотя турпоток в регион остался на уровне прошлого года в количестве туристов, Калининград остается в топе популярных направлений.

Оздоровительный

Спрос на Кавказские Минеральные Воды вырос на 47%. Чаще всего туристы бронировали размещение в объектах категории 3* (68%). Отели 2 и 4* выбирали по 15% человек, и лишь 2% останавливались в 5-звездночных гостиницах.

При этом, больше всего спрос увеличился на отели категории 4* (+45%), далее следуют отели 3* (+39%), 2* (+34%) и 5* (+30%).

«Постоянный рост спроса на отдых в санаториях отмечается последние 7-8 лет благодаря развитию инфраструктуры санаториев, переориентации на современные подходы к оздоровлению и тренду на ЗОЖ. С 2020 года спрос стал расти еще и в связи с эпидемиологической ситуацией. Начиная с 2022 года туристы при выборе отдыха чаще стали ставить в приоритет сохранение здоровья, вырос спрос на программы по лечению заболеваний сердца и нервной системы - антистресс, восстановление сна и снижение тревожности, программы по релаксации. Санатории отмечают неуклонное снижение среднего возраста своих клиентов, рост доли 35-50 летних», - отметила Оксана Булах, коммерческий директор туроператора Алеан.

Культурно-познавательный (в том числе, однодневные поездки без ночевки)

Московская и Санкт-Петербургская агломерации формируют совместно около 40% внутреннего турпотока.

Санкт-Петербург и Ленинградская область демонстрируют стремительный рост популярности среди российских туристов. Так, Северную столицу в 2022 году посетили на 27% больше туристов, и фактически, можно говорить об успешном замещении въездного турпотока.

Чаще обычного туристы предпочитали жить в отелях 3* (50%) и 4* (34%), реже – 2* (15%) и 5* (2%).

Стоимость экскурсионных туров в регион увеличилась на 15-20 %.

Стоимость проживания в среднем по рынку практически не изменилась по сравнению с 2021 годом, так как конкуренцию отелям уверенно составлял частный сектор – апартаменты, квартиры.

Цены в Ленобласти увеличились в среднем на 35% из-за профицита спроса на фоне небольшой коечной емкости загородных средств размещения. Это еще раз подкрепляет тренд на отдых в своем или соседних регионах.

Спрос на посещение туристами Москвы вырос по сравнению с 2021, но пока еще не вернулся к уровню 2019 года, когда столица приняла почти 25 миллионов гостей. Алеан получил почти двукратный рост продаж по этому направлению. Большинство туристов в 2022 году останавливалось в отелях 3* (65%) и 4* (25%), в 2* проживали 9% людей, и лишь 1% выбирал бронировал отели 5*.

Стоимость размещения увеличилась, в среднем, на 10%.

Цены на экскурсионные туры в Москву в 2022 году выросли на 10-15% (за счет увеличения стоимости всех услуг, входящих в стоимость турпакета - транспортного обслуживания, цен на размещение и питание, билетов в музеи, и т.д.).

Экологический

Основная доля поездок с целью экотуризма сейчас носит региональный характер и чаще приходится на европейскую часть России. При этом наиболее интересные природные объекты, в том числе ЮНЕСКО, находятся за Уралом.

В структуре продаж Алеан зафиксировано увеличение спроса на направление Урала и Сибири в целом на 66%.

Почти в два раза выросла популярность Горного Алтая, регион смог принять рекордное для себя количество туристов благодаря увеличению номерного фонда и расширению границ сезонности. Такой же прирост мы фиксируем и по Башкирии, в основном, за счет роста популярности санаторно-курортного лечения, а также за счет расширения информированности туристов о разнообразии типов отдыха в Республике (экскурсионные и активные маршруты, отдых в загородных средствах размещения у водоёмов и пр.).

В тройку рекордсменов по приросту туристов вошла также Тюменская область, которая показала прирост на 110% благодаря популяризации региона как термальной столицы России.

Чуть меньше увеличился спрос на Байкал и Карелию – в полтора раза.

Горнолыжный

Лидерами по растущему спросу среди любителей горнолыжного отдыха остаются курорты Краснодарского края: Красная Поляна, Роза Хутор, Газпром. Так, в 2022 году их посетило на 68, 146 и 109% больше туристов, чем в 2021, соответственно.

При этом, самым популярным курортом остается Красная Поляна. Роза Хутор увеличила свою популярность среди туристов с 22 до 28%. Популярность курорта Газпром остается на существующем уровне.

Домбай стал популярнее у 10% туристов.

«В целом, в связи с ростом интереса к разнообразным нетипичным путешествиям по стране, поездкам по новым для себя регионам, появлению разнообразных авторских программ, все больше формируется потребность к профессиональной организации поездки и обеспечение сопровождения по программе.

Если раньше при выборе региона туристы руководствовались в основном набором природных, культурно-исторических достопримечательностей, интересной гастрономией, то сейчас важным фактором стал критерий безопасности и комфортности путешествия.

Как мы видим, основной рост цен произошел в малочисленном сегменте курортных отелей высокого уровня, а также в отелях с качественным номерным фондом и развитой инфраструктурой, совокупно из не более 10% от общего числа «коек» на курортах», - отметила Оксана Булах.

«По официальным прогнозам до конца года внутренний турпоток должен составить 61 миллион человек. По итогам 3 квартала Коллективные средства размещения уже приняли 50,7 миллиона туристов, это на 3,6 миллиона больше чем за аналогичный период 2021 года и на 3,5 миллиона меньше, чем за три квартала 2019 года.

Рейтинг самых посещаемых туристических регионов практически неизменен уже много лет. Лидерами этого рейтинга являются Краснодарский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Татарстан, Крым. Именно эти регионы являются лидерами по числу гостиничных номеров нашей стране. При этом около половины всего номерного фонда страны сосредоточено в Южном федеральном округе и вокруг столиц.

Высокая доля транспорта в составе стоимости тура, которая в зависимости от дальности переезда сейчас составляет от 50 до 160%, привела к росту автотуристов, а также к закреплению и росту тренда на отдых в своем или соседних регионах.

Повышенный спрос распределяется не только на готовые к нему регионы, но и на новые, инфраструктура которых, к сожалению, не способна конвертировать этот спрос в реальные поездки, а также ряд дестинаций не смог обеспечить возвратность туристов из-за полученного негативного опыта. Профицит спроса чаще находит отражение в росте стоимости на услуги.

Нехватка качественного номерного фонда, квалифицированного персонала – это ключевые тормозящие развитие туризма факторы», - дополнил Илья Уманский, генеральный директор Алеан.


К списку новостей АЛЕАН