Калмыки – «правнуки» ойратских племён, перекочевавших на Нижнюю Волгу и Северный Прикаспий из Центральной Азии в конце шестнадцатого столетия. При встрече калмыки говорят менд, что дословно переводится как «здоровье». Считается, что пожелание здоровья, сделанное от всей души, охраняет от болезней не только того, кому оно предназначается, но и «дарителя». Поэтому в старые времена калмыки могли зайти в гости к соседу только для того, чтобы поздороваться. В наше время традиция претерпела некоторые изменения, но сохранилась: современные калмыки ограничиваются регулярными телефонными звонками знакомым, соседям и друзьям.
5 интересных фактов о Калмыкии и
калмыках:
- Калмыкия – самый безлесный регион России.
- Покровитель сайгаков – буддийское божество плодородия и долголетия Белый Старец. Поэтому на сайгаков запрещено охотиться в те моменты, когда они собираются в стаи: считается, что Белый Старец их доит.
- Для изучения известного калмыцкого эпоса «Джангар» существует отдельная научная дисциплина «джангароведение».
- В Элисте проходит посвященный вышеупомянутому произведению праздник «Джангариада».
- Калмыки упоминаются в стихотворениях А.С. Пушкина «Памятник» и «Калмычка», а также в романе «Капитанская дочка» (сцена с калмыцкой сказкой).
Основу пищи калмыков конца XIX -- начала XX вв. составляли молоко и мясо, из которых приготовляли разнообразные кушанья. При этом мясо могло быть ежедневно в рационе только у более зажиточной части населения. В пище основной массы калмыков преобладали молочные продукты. В приволжских и прикаспийских улусах основными в пищевом рационе были рыбные блюда.
Большую роль в питании всего калмыцкого населения играл калмыцкий чай, который варили с молоком, маслом и солью, пили его с лепешкой. Он употреблялся ежедневно. Всех гостей без исключения, независимо от общественного, имущественного положения, пола, возраста и национальности, калмыки сначала угощали чаем и только потом - другой пищей.
Повседневную пищу калмыков составляли молоко и изготовленные из него продукты. Из коровьего молока получали сметану, сливки, масло. Значительная доля молока использовалась для приготовления чигяна. Калмыки не употребляли водки до очень пожилого возраста. Перегонкой чигяна на водку занимались в основном с целью получения бозо - так называлась гуща, остающаяся после выкуривания араки. Из натурального и отжатого, отпрессованного бозо женщины готовили разнообразные молочные продукты и блюда: эдмег, керцег, адмаг, шюрмег, хурсун и т.д. Им же обрабатывали шкуры и кормили домашних животных.
ПРОГРАММА ТУРА
День 1
- 14:50. Встреча в аэропорту г. Элисты.
- 15:20. Обед - калмыцкая кухня.
- 16:30. Посещение Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» - крупнейшего буддийского храма Республики Калмыкия, и одного из крупнейших в Европе. Здание хурула - 63 метра в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе 9-метровую статую Будды. Экскурсия по Хурулу: музей буддизма и религии.
- 18:00. Пешеходная экскурсия по центру города с осмотром ротонды «Пагода семи дней», где установлен самый большой молитвенный барабан в Европе — кюрде, скульптурных композиций, статуи Будды Шакьямуни, Алтн Босх — Золотых ворот, выполненных в традициях буддийской архитектуры: воздушные строения, присутствие золотого, красного, белого цветов, изогнутые кверху крыши построек. Вдоль Алтн Босх протянулась история жизни калмыцкого народа, которую художник Николай Борисов уложил в 28 картин.
- 19:30. Отправляемся в чайный клуб «Намсан». Легенда о калмыцком чае, дегустация различных добавок к чаю, чайная церемония.
- Любимый напиток кочевников известен с древнейших времен. Он согревает в холода и утоляет жажду в жару, насыщает и питает организм. У него оригинальный вкус, поэтому он уже давно «пересек границы» степей, и его с удовольствием пьют люди по всему миру. Есть несколько версий появления калмыцкого чая.
- Первая легенда гласит: один тибетский лама изобрел этот напиток для того, чтобы поддерживать силы монахов в те дни, когда любая мясная пища была запрещена. Он экспериментировал с пропорциями и длительностью варки до тех пор, пока не получил сытный и вкусный то ли чай, то ли суп.
- По второй версии целебный напиток исцелил религиозного деятеля и реформатора Зунква гегян. Лекарь порекомендовал ему принимать «божественный» напиток ежедневно натощак: через 7 дней Зунква гегян исцелился и повелел готовить верующим такой же чай, названный впоследствии калмыками Джомба.
- 20:30. Заселение в отель.
День 2
- 08:00. Завтрак в отеле.
- 09:00. Выезд на чабанскую стоянку калмыков из Монголии (расстояние 100 км, время в пути 1,5 часа).
- 10:30. Стоянка Ойратов (продолжительность 1,5 часа).
- Ойраты ведут традиционный кочевой образ жизни, мы сможем осмотреть быт чабанов, огромное стада верблюдов БАКТРИАН. Верблюдоводство – одно из самых древних отраслей животноводства. Человек одомашнил верблюда за две тысячи лет до нашей эры. Многие учёные утверждают, что у верблюда азиатское происхождение. Он выходец из пустынь Центральной Монголии и Аравии. Подтверждение этому предположению является то, что в Монголии до сих пор встречаются косяки диких верблюдов. Двугорбых верблюдов древние греки называли бактрианами в честь одного из древнейших центров земледельческой культуры Средней Азии, располагавшимся в среднем течении Амударьи в первом тысячелетии до нашей эры.
- Верблюд – животное уникальное. Не одно животное не обладает такой биологической приспособленностью к условиям пустынь и полупустынь, как верблюд. Он отлично использует плохо поедаемые или вовсе не поедаемые другими животными растения пустынной флоры – колючие кустарники, многие виды солянок, саксаула, полынь и т.д. довольствуется солёной и горько-солёной водой, может переносить жажду и длительное голодание. Из всех одомашненных животных только верблюд даёт мясо, шерсть, молоко, войлок, т.е. эти животные способны заменить лошадь, корову, а также овцу и используется как живая тягловая сила.
- Верблюды калмыцкой породы приведены в Россию в начале XVII столетия, в период переселения калмыков из Джунгарии в районы правого берега Волги, на территории современной Калмыкии и Астраханской области.
- Дегустация блюд традиционной калмыцкой кухни (калмыцкая молочная водка, калмыцкий чай, борцоки) на чабанской стоянке ойратов из Монголии.
- Катание на верблюдах.
- 12:30. Обед в п. Яшкуль - калмыцкая кухня.
- 14:00. Маршрут «Страна Бумба» (продолжительность 3 часа).
- Экскурсия по Розовому озеру - маршрут проходит по берегам солёных Меклетинских озёр, в воде которых обитает микроскопический рачок Artemia Salina, окрашивающий воду в розовый цвет и принимающий участие в образовании лечебной грязи, которая применяется в лечении кожных заболеваний и производстве косметических средств.
- Экскурсия по «Поющим барханам». В древние времена на песках были стоянки различных кочевых народов. На выдутых склонах холмов и сейчас можно найти обломки глиняных сосудов и наконечники стрел ямской, катакомбной, сарматской и скифской культур. На песчаных барханах можно встретить различных животных: ящериц, змей, экзотических птиц. Факультативно можно получить возможность стрельбы из калмыцкого лука.
- 17:00. Прием в кибиточном стане «Страна Бумба» - пос. Адык.
- Катание на верблюдах, стрельба из лука.
- 18:00. Возвращение в г. Элиста (переезд 150 км, время в пути 2 часа).
- Свободный вечер.
День 3
- Завтрак в отеле.
- 10:00. Выезд в хурул Сякусн Сюме - первый хурул, выстроенный в постсоветский период после полного уничтожения буддийских хурулов и ступ. Это место священно для калмыков, поскольку восстановление буддийской веры в республике после советской эпохи забвения началось именно отсюда. Сякюсн-сюме (калм. Сәкүсн-сүм) — буддийский храм в Республике Калмыкия. Хурул расположен в шести километрах от столицы Калмыкии, недалеко от поселка Аршан. Официальное же название этого культового сооружения — «Геден Шеддуп Чойкорлинг», что по-тибетски буквально означает «Святая обитель теории и практики школы Гелуг», а в вольном переводе – «Святая обитель просвещенных монахов». Это название даровал Его Святейшество Далай-лама XIV заранее, еще до строительства храма, в 1992 году. Это место в 1992 году было освящено самим Далай-ламой XIV во время его второго визита в Калмыкию, а спустя четыре года на этом месте был возведен хурул «Сякюсн-Сюме». В 2004 году Далай-лама посетил Калмыкию и Элисту в третий раз, с целью проведения церемонии «раднэ», после которой хурул по праву становился настоящей обителью божеств. Можно увидеть, где живут монахи, рядом расположен небольшой домик, в котором Далай лама ХIV даровал Учения буддистам Калмыкии и России.
- 11:00. Выезд к Природный памятник местного значения «Одинокий Тополь» (переезд 20 км). Существует легенда, что этот тополь посадил в 1846 году монах Пурдаш-багши привёз его из путешествия к Далай-Ламе в Тибет. Этот тополь у калмыков-буддистов считается священным деревом, под сенью его могучих крон медитируют, совершают молебны и обряды верующие. Возраст тополя уже более 100 лет, высота дерева — 30-35 м, мощный ствол на высоте 1 м от земли в обхвате составляет около 4,5 м. Рядом с тополем истекают целебные источники. Вода считается святой и целебной, ранозаживляющей. Одинокий тополь с каскадом родников включен в систему особо охраняемых территорий Постановлением Совета Министров Калмыцкой АССР от 8 октября 1981 года. Одинокий Тополь- победитель конкурса «Российское дерево 2019 г.», 3-е место в конкурсе «Европейское дерево 2019 г.».
- 13:00. Возвращение в г. Элиста (переезд 20 км).
- 13:40. Обед в кафе «Времена года», с проведением мастер-класса по приготовлению калмыцких беригов
- Мастер-класс по приготовлению калмыцких беригов.
- Бёреки- похожие на крупные пельмени, одно из самых популярных блюд калмыцкой кухни, их готовят из баранины или говядины: фарш заворачивают в тонкие лепешки из теста и отваривают в кипящей воде, подают сочные и ароматные бёреки обязательно со сливочным маслом или же со сметаной.
- 16:00. Музей кочевых народов, с презентацией Тодо Бичг- старо-калмыцкой письменности- вертикальному ясному письму, расположенного на территории города шахмат. Музей ойрат-монгольской кочевой культуры - первый интерактивный музей в Элисте. В монгольской юрте, где разместился музей, гости смогут ознакомиться с предметами быта кочевников, с укладом кочевой жизни, послушать рассказ об империи Чингисхана, об истории ойрат-монголов, о традициях и культуре монгольских кочевых народов.
- Презентация ТОДО БИЧГ- старо-калмыцкой письменности- вертикальное ясное письмо
- 18:00. Встреча в джангарчи-певцом народного эпос «Джангар», Владимиром Каруевым
- Владимир Оконович Каруев — калмыцкий фольклорный певец, сказитель, джангарчи. Родился в 1957 году в Республике Калмыкия. В Монголии известен как Окна Цаган Дзам. Имеет звание народного певца Республики Калмыкия. Награждён высшей наградой Монголии — орденом Полярной звезды. Голос нашей Степи, победоносной, мудрой, справедливой, вечной под Небом Тенгри! Владимир Каруев (Окна Цаган Зам) с ранних лет подавал большие надежды как начинающий джангарчи. Многое он перенял от своего деда Гаря Абушинова и от отца Окн Каруева. Палитра джангарчи на редкость многообразна. Он применяет как классическую манеру исполнения (плавное пение), так и речитатив − размеренный рассказ о подвигах богатырей. Благодаря неповторимым особенностям своего низкого гортанного голоса, он вдобавок освоил так называемое горловое пение.
- Рассказ о героическом эпосе «Джангар», исполнение горловых композиций
День 4
- Завтрак в отеле.
- Освобождение номеров в гостинице.
- 10:00. Национальный музей им. Н. Н. Пальмова - основан 25 марта 1921г. В экспозиционных залах подробно представлена история, этнография, культура калмыцкого народа, предметы буддийского культа и старо калмыцкого искусства, а также современное изобразительное искусство КалмыкииПосещение сувенирных лавок
- 11:30. Посещение сувенирных лавок
- 13:30. трансфер в аэропорт.
В
стоимость тура включено:
- Проживание
в отеле г. Элисты - 3 ночи;
- экскурсионная программа в г. Элисте;
- посещение аутеничного
поселения чабанов;
- эко-маршрут: «Страна Бумба»;
- мастер – классы по приготовлению калмыцких национальных блюд;
- презентация старо-калмыцкого письма «Тодо Бичг»;
- питание по программе;
- трансфер по программе;
- услуги
гида;
- вода по 1,5 литра воды в день на 1 чел.
В стоимость тура не включено:
- Проезд до г. Элисты и обратно;
- личные расходы,
- медицинские маски, перчатки, средства дезинфекции.
- питание, не включённое в стоимость тура
Туроператор оставляет за собой право менять порядок предоставления услуг без уменьшения их объёма.
ВНИМАНИЕ!
Просим сообщать необходимую информацию по прибытию туристов в пункт начала тура после приобретения билетов:
- № поезда или рейса, время прибытия, мобильный телефон туристов для экстренной связи.
- Информацию просьба отправлять по адресу exskurs@alean.ru