Калмыки — потомки ойрат-монголов, единственный народ в европейской части РФ, говорящий на одном из монгольских языков. В конце 16 века перебрались из Центральной Азии в низовья Волги по причине внутренних разногласий с другими обитателями Джунгарии. В процессе заселения новой территории было образовано Калмыцкое ханство. Впоследствии оно было упразднено российскими государями.
В период существования в составе СССР калмыкам пришлось пережить череду тяжелых несчастий. Гражданская война, голод, Великая Отечественная Война, депортация в Сибирь и Среднюю Азию – все эти события привели к массовому сокращению численности населения. Реабилитировать калмыцкий народ удалось лишь в 1957 году.
В туре, посвященном великим землякам, мы постараемся показать влияние великих людей, родившихся, живших и прикоснувшихся к нашему народу на культуру калмыков.
Духовная культура калмыцкого народа всегда подпитывалась этическими нормами, национальными (монголо-ойратскими) традициями, образовывавшимися в результате многовекового исторического развития.
Со временем, в процессе укрепления политических, культурных и экономических связей с русскими и другими народами РФ, в культуре калмыков стали проявляться новые очертания. Это веяния дополнили и преобразовали унаследованные традиции и обычаи народов Калмыкии, создав тем самым основу самобытной культуры региона, сложившейся в условиях новой истории.
Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников. Центральная Азия считается родиной калмыкой, предки – западные монголы, которые занимались разведением скота и кочевали по степи в поисках лучших пастбищ.
История народа ведет отсчет с конца XVI – начала XVII века, когда отделившаяся часть племени ойратов переселилась на земли нижнего течения Волги, на территорию современной Республики Калмыкия, где они и вошли в состав Российской Империи. Калмыки – прирожденные наездники и успешные воины.
Духовная культура веками формировалась под общемонгольскими и ойратскими традициями, а затем на нее повлияло и внесло новые черты укрепление связи с другими народностями России. Таким образом, ядром современной культуры стали древние традиции, обогащенные влиянием исторических преобразований.
К началу XVIII века, благодаря исследователям, появляются первые упоминания об эпическом народном творчестве калмыков. Главными памятниками этого творчества явились эпос «Джангар», отразивший в себе исторические события из жизни народа.
ПРОГРАММА ТУРА
1 день
- 09:00-09:45 Встреча туристов в аэропорту / ж/д вокзале г. Волгоград.
- 10:30 Бранч в кафе «Элит» г. Волгоград - включено в стоимость.
- 11:10 Знакомьтесь, Волгоград - 2 часа. Главные места и богатая история «города трех имен» на насыщенной обзорной экскурсии.
- Когда-то Волгоград назывался Царицыным и Сталинградом. Вы услышите о разных эпохах жизни города, вспомните древние легенды и предания, познакомитесь с местными традициями и посетите главную высоту России — Мамаев курган. А еще раскроете, как Волгоград связан с книгой рекордов Гиннесса!
- Что вас ожидает:
- Прошлое и настоящее Волгограда. Вы увидите все знаковые достопримечательности города: нулевой километр, площадь Павших Борцов, Вечный огонь и дом Павлова, где 58 дней героически держали оборону советские бойцы. Погуляете по центральной набережной и аллее Героев, оцените современный стадион Волгоград-Арена и рассмотрите руины паровой мельницы Гергардта начала XX века. А также посетите знаменитый мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане и понаблюдаете за сменой роты почетного караула в зале воинской славы.
- Царицын, Сталинград и Волгоград. Сегодня Волгоград — крупный промышленный и культурный центр. Вы не только понаблюдаете за его современной жизнью, но и совершите путешествие во времени. Внезапно услышите стук копыт Золотой Орды и канонаду войск Пугачева. А также увидите белокаменную церковь, где, по преданию, крестили будущего атамана Степана Разина. Посетим мы и старый Царицын — город-крепость, защитник южных рубежей России и центр православия на Волге.
- 13:30 Выезд в г. Элиста - 290 км, 4 часа.
- 14:40 Санитарная остановка в п. Дубовый овраг. Есть кафе, кофе, чай приобретаются самостоятельно.
- 16:00 Остановка у Хлебникова поля, Малодербетовский район, Калмыкия – 90 км от г. Волгоград, Памятник Велимиру Хлебникову. Велимир Хлебников – поэт, прозаик, основоположник русского футуризма и крупнейший деятель отечественного авангардизма. По мнению Романа Якобсона, был наибольшим мировым поэтом XX века. Поэзию Велимира Хлебникова отличает своеобразие и самобытность, в ней присутствуют неологизмы, которые придумал сам автор. Его творчество – это переплетение философских и мифологических мотивов. Хлебников самый неординарный и загадочный поэт Серебряного века, его произведения до сих пор остаются предметом споров. Но непреложной истиной остается только его исключительный талант и любовь к родине. Он сумел перевернуть само понятие поэтического слога, основал футуризм и русский авангардизм в отечественной поэзии. Родина величайшего из поэтов Серебряного века – калмыцкое село Малые Дербеты. Именно там (26 октября по старому стилю) 9 ноября 1885 года родился Виктор Хлебников (настоящее имя литератора), и стал третьим ребенком Владимира и Екатерины Хлебниковых. Отец Владимир Хлебников принадлежал к старинному купеческому роду, был орнитологом и лесоводом, основал первый в Советском Союзе Астраханский заповедник. Благодаря ему Виктор полюбил природу и увлекался естественными науками. Многие спорили и спорят о Хлебникове, пытаясь определить личность поэта: безумец или гений? Или гениальный безумец? Но были и другие определения: «Новейший Колумб словесных Америк», «Ведун наших дней» и даже «Русский дервиш» за пристрастие Хлебникова к постоянным путешествиям и перемещениям.
- 16:30 Продолжаем путь в г. Элиста - 200 км, 2,5 часа.
- 19:00 Приезд в г. Элисту.
- 19:15 Ужин в кафе калмыцкой кухни (под запрос, европейская кухня) - включено в стоимость.
- Фолк программа - благопожелание от солистов народного ансамбля «Зултурган». Калмыцкие песни.
- Заселение в отель. Отдых.
2 день
- 09:00 Завтрак в отеле.
- 10:00 Встреча в Галерее художников с автором памятника ВЕЛИМИРУ ХЛЕБНИКОВУ – знаменитым скульптором и художником -графиком СТЕПАНОМ КИМОВИЧЕМ БОТИЕВЫМ, литературно-художественный вечер.
- В том случае, если не будет в это время скульптора в республике, т.к. он часто выезжает на выставки и форумы, будет произведена встреча с интересным собеседником, знатоком творчества Хлебникова, Кугультинова. Ботиев Степан Кимович. Российский скульптор и график, родившийся в Алтайском селе «Ясное солнце» в 1957-ом году. С 1958-го года живет и работает в Калмыкии. Член ВТОО «Союза художников России», Заслуженный художник Республики Калмыкия (2012). «Заслуженный художник Российской Федерации» (2019), более двадцати лет, работавший над созданием графической серии под названием «Хлебниково поле». В 1995 году удостоен серебряной медали Российской Академии художеств за создание памятника Велимиру Хлебникову, установленного на родной земле поэта, в селе Малые Дербеты в Калмыкии в 1992 году. Степан Ботиев иллюстратор произведений Велимира Хлебникова, а также других российских писателей и поэтов. Работы Ботиева включены в постоянно действующие выставки в Доме-музее Велимира Хлебникова в Астрахани, в Музее Велимира Хлебникова Новгородской области, в Калмыкии. Степан Кимович – участник многих российских и международных научных конференций по хлебниковедению. Имя Ботиева, для нас, сотрудников Кузнецовского дома, знаковое. Его называют «скульптором степной стихии» — стихии покорившейся в свое время Павлу Варфоломеевичу Кузнецову — неутомимому и навсегда очарованному страннику, воспевшему ее в живописных полотнах. И, конечно, имя Степана Ботиева неразрывно связано с любимейшим кузнецовцами поэтом Велимиром Хлебниковым, звучавшим в многочисленных художественных музейных проектах. Степан Ботиев исследователь жизни и творчества Хлебникова, автор графических серий к его поэмам и стихам, создатель, пожалуй, одного из самых трогательных и гармоничных памятников Велимиру Хлебникову. Фигура поэта установлена на его родине в калмыцких степях, рядом с поселком Малые Дербеты.
- Мастер-класс по графическому рисунку от Члена ВТОО «Союза художников России», Заслуженного художника Республики Калмыкия (2012). «Заслуженного художника Российской Федерации» (2019), СТЕПАНА БОТИЕВА .
- 11:30 Посещение центрального Хурула «Золотая Обитель Будды Шакьямуни», участие в ежедневном молебне. Крупнейший буддийский храм в России и Европе был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года.
- Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты. С благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV Центральный калмыцкий хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» становится одним из важнейших центров развития буддизма в мире.
- 12:30 Время на обед в кафе города, оплата самостоятельно.
- 13:30 Посещение хурула «Сякюсн Сюме». Сякюсн-сюме (калм. Сәкүсн-сүм) — буддийский храм в Республике Калмыкия. Хурул расположен в шести километрах от столицы Калмыкии, недалеко от поселка Аршан. Официальное же название этого культового сооружения — «Геден Шеддуп Чойкорлинг», что по-тибетски буквально означает «Святая обитель теории и практики школы Гелуг», а в вольном переводе – «Святая обитель просвещенных монахов». Это название даровал Его Святейшество Далай-лама XIV заранее, еще до строительства храма, в 1992 году. Это место в 1992 году было освящено самим Далай-ламой XIV во время его второго визита в Калмыкию, а спустя четыре года на этом месте был возведен хурул «Сякюсн-Сюме». В 2004 году Далай-лама посетил Калмыкию и Элисту в третий раз, с целью проведения церемонии «раднэ», после которой хурул по праву становился настоящей обителью божеств. Можно увидеть, где живут монахи, рядом расположен небольшой домик, в котором Далай лама ХIV даровал Учения буддистам Калмыкии и России.
- 14:20 Выезд в степь, на границу двух геоморфологических зон, Кумо-Маныческой впадины и Ергенинских возвышенностей, посещение природного памятника и буддийской святыни «Одинокий тополь» с целебным родником - 20 км.
- 15:00 Посещение природного памятника «Одинокий тополь» - победитель конкурса «Главное дерево страны - Российское дерево года» 2019 г. Победитель этого года – тополь из Калмыкии, 103 года по данным ЦДЭ на 2019 г. (№390 в реестре старовозрастных деревьев России) набрал 13421 голос! Природный памятник местного значения "Одинокий тополь" - этот тополь у калмыков-буддистов считается священным деревом. Его окружают восемь будийских ступ. Ежегодно здесь совершают большой молебен монахи из Центрального хурула.
- Степь. Огромное, на первый взгляд безжизненное пространство, далеко на горизонте смыкающееся с небом. На этой неправдоподобно ровной земле, пронизанной ветрами и обожженной жарким солнцем, живут тысячи животных - обитателей степи. Энергии солнца и скудной растительности хватает и табунам лошадей, и отарам овец, и стадам диких сайгаков. И для того, чтобы их увидеть надо подобно древним кочевникам, ехать в степь и наблюдать. Энергия степи питала волю и мужество великих завоевателей прошлого. По этой земле пришли орды древних монголов и гуннов, на ней строили свои города. Про степь слагали легенды и песни. Её боялись и боготворили. И в наши дни степь продолжает жить своей особой жизнью.
- 17:30 Пешеходная экскурсия по центру города с осмотром ротонды «Пагода семи дней», где установлен самый большой в Европе молитвенный барабан – «кюрде» с 75 миллионами мантр, скульптурных композиций, статуи Будды Шакьямуни, Алтн Босх - Золотых ворот
- 18:00 Посещение памятника Александру Сергеевичу Пушкину: Калмыцкая тема отражена в ряде произведений Пушкина, так как калмыки уже были более двухсот лет подданными России, сражались с ее врагами и верно охраняли южные границы государства. Калмыцкая конница участвовала в Северной войне на различных направлениях боевых действий, в схватках с крымскими и кубанскими татарами, а также в персидском походе Петра I; громкую славу стяжали калмыцкие кавалерийские полки и в Отечественной войне 1812 года. "Александр Сергеевич Пушкин, наш народ о тебе поет. От Архангельска и до Кушки - каждый знает имя твое. Ты прославил народ наш великий на века, на тысячу лет. Ты по-русски писал, но калмыки называют тебя: «Наш поэт»" написал калмыцкий поэт Морхаджи Нармаев.
- Солнце русской поэзии, Александр Сергеевич Пушкин был очень хорошо знаком с калмыками. Во время военного похода в Арзрум 1829 года он встречался с калмыками, результатом чего было известное стихотворение «Калмычке» и воспоминания о встрече. В 1833 году Александр Сергеевич завершает работу по книге История Пугачевского бунта, где часто упоминает о роли калмыков в нем. 1836+ году поэт пишет известное стихотворение «Памятник», со строками «И друг степей калмык…»…
- 18:30 Далее беседа в библиотеке им «Амур Санана», где поговорим о том, как Пушкин писал об ойрат-калмыках. Его восхищение ойратской девушкой. Как ойратской девушке заставить великого поэта написать о себе. Как известно, великий/величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин довольно хорошо разбирался в истории ойратского -калмыцкого народа, доказательством чему служат как его заметки при подготовке рукописи исторического романа "Капитанская дочка", так и такой факт, что его друг - "первый российский китаист" Иакинф (Бичурин) специально для понимания Пушкиным ойратов как народа снабдил его еще не вышедшим в печать рукописным вариантом своего сочинения "Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени" (издано в 1834 г., "Капитанская дочка" опубликована в 1836 г.). Также довольно широко известно, что Александр Сергеевич Пушкин посещал ойратские кочевья во время своего путешествия на Кавказ. В этой связи попробуем привести некоторые сведения о представлении ойратов - калмыков в произведениях Пушкина.
- Также мы познакомимся с творчеством Кугультинова Давида Никитича – советским российским поэтом, классиком калмыцкой литературы, военный корреспондент, народный поэт Калмыкии, член Союза писателей СССР. Давид Никитич Кугультинов (Кугультин Дава) родился 13 марта 1922 года в калмыцком селе Абганер Гаханкин, в семье школьного учителя. На формирование Кугультинова как поэта большое влияние оказал калмыцкий национальный эпос «Джангар». В 12 лет он издал первое стихотворение (а темой был колхозный труд) и получил в подарок томик Карла Маркса. В 18 лет юношу приняли в Союз писателей, а в 1941 году он ушел на фронт. В мае 1944 года был отозван с фронта в рамках депортации калмыков и сослан в Сибирь. День Победы встретил в концлагере. В дальнейшем около 15 лет находился в ссылке в заполярном Норильске. В 1956 году Давид Никитич был реабилитирован, восстановлен в рядах КПСС и Союза писателей СССР, на следующий год он вернулся назад в Калмыкию. В 1957 году в составе инициативной группы он принимал активное участие в возобновлении автономии Калмыкии. В 1960 году экстерном с отличием окончил Литературный институт имени М.Горького в Москве. Занимался литературной работой в Элисте, возглавил Союз писателей Калмыкии. С середины 1960-х годов, в связи с выходом в свет сборника стихов «Я твой ровесник», поэзия Кугультинова получила широкую известность. Союзом писателей СССР сборник был выдвинут на соискание Ленинской премии, а в 1967 году поэту присудили Государственную премию РСФСР имени М.Горького. В начале 1970-х годов Кугультинов стал секретарём правления Союза писателей РСФСР, а затем членом правления Союза писателей СССР. В 1976 году его книга стихов «Зов апреля» была отмечена Государственной премией СССР. Жизненный опыт поэта, разделившего судьбу своего народа, определил основные мотивы его творчества: неподкупность, честность и свобода. В поэзии Кугультинова наряду с глубоким философским осмыслением действительности всегда присутствует гуманистический подход, традиционно присущий великой русской литературе, российской культуре.
- Свободный вечер, ужин оплачивается самостоятельно.
3 день
- Завтрак в отеле.
- 10:00 Посещение музея кочевых народов. Музей ойрат-монгольской кочевой культуры - первый интерактивный музей в Элисте. В монгольской юрте, где разместился музей, гости смогут ознакомиться с предметами быта кочевников, с укладом кочевой жизни, послушать рассказ об империи Чингисхана, об истории ойрат-монголов, о традициях и культуре монгольских кочевых народов.
- Гости музея смогут полностью погрузиться в быт кочевников: увидеть оружие, доспехи, одежду кочевников, их музыкальные инструменты, сделать фото в монгольской одежде, пострелять из монгольского лука, поиграть в монгольские игры
- Презентация «ТОДО БИЧГ» - старокалмыцкая вертикальная письменность ЯСНОЕ ПИСЬМО. Тодо бичиг — это традиционная письменность, созданная на основе классического монгольского алфавита в 1648 году ойратским ученым и просветителем Зая-Пандитой (монг. Огторгуйн Далай; тиб. Намхайджамцо). Название этой письменности буквально переводится как “Ясное письмо”, ведь в отличие от других монгольских систем письма именно Тодо бичиг наиболее понятен и лёгок для чтения.
- Исконно ойраты проживали в Западной Монголии, в 1609 году часть из них откочевала в Поволжье и основала Калмыцкое ханство, на землях которого и располагается современная республика Калмыкия. Зая-Пандита приезжал в калмыцкие земли дважды и во время второго визита в 1655 году (спустя семь лет после создания им Тодо бичиг) привёз с собой свои труды на письменности нового образца.
- Что сподвигло Зая-Пандиту на создание “Ясного письма”?
- Во-первых, ойратам было необходимо иметь свою письменность. Такая необходимость была обусловлена образованием ойратского государства (Джунгария) между Монголией, Китаем и Тибетом.
- Во-вторых, буддийская литература, которая издавалась на классическом монгольском языке, была крайне малопонятна не только ойратам, но и самим монголам. Собственная понятная письменность помогла распространению буддизма среди ойратов.
- В-третьих, существовала необходимость в международной и деловой переписке между ойратскими государствами - Джунгарией, Торгутским ханством (Калмыкия), Хошудским ханством (Тибет) - и зависимыми государствами (казахские джузы, киргизские княжества, телеуты).
- В-четвёртых, Зая-Пандита преследовал цель объединения ойратских и монгольских княжеств в культурном, религиозном, а затем и в политическом плане.
- Чем Тодо бичиг отличается от других письменностей? Похоже ли это письмо на китайские иероглифы?
- Основной особенностью Тодо бичиг и остальных монгольских письменностей является вертикальное написание слов сверху вниз и чтение текста слева направо. Японская, китайская и корейская письменности, например, могут писаться как вертикально, так и горизонтально. Но написание исключительно сверху вниз свойственно только системе писем монгольских народов. В частности, в эту систему входят собственно монгольская письменность, используемая на территории нынешней Монголии и Внутренней Монголии в КНР, а также в Бурятии; ойратская (Тодо бичиг, или Ясное Письмо) в Калмыкии и Синьцзяне.
- Изучив в полной мере Тодо бичиг, вы сможете безошибочно говорить на калмыцком языке и не допускать ошибок в ударениях, а также с легкостью понимать традиционный и современный монгольский. Да и изучение санскрита и тибетского не покажется таким уж сложным.
- Фотосессия в национальных калмыцких костюмах.
- 11:00 Встреча с джангарчи-сказителем эпоса «Джангар». Знакомимся с героическим эпосом «Джангр», совместное прочтение и обсуждение эпоса.
- Калмыки обладают огромной сокровищницей устного народного творчества. Народ бережно хранит и любит чистое и мудрое искусство своих эпических песен, сказок и легенд. Но самым ярким, самым любимым произведением калмыцкого народа, произведением, ставшим в его сознании священным, является грандиозная героическая эпопея «Джангар».В «Джангаре» 12 песен, по числу основных героев поэмы. Каждый из них наделен какой-нибудь главной, только ему присущей чертой.. Но вместе с тем у них есть и одна общая черта: страстная любовь к родине. «Джангар» - калмыцкий героический эпос, воспевающий воинские подвиги калмыцких богатырей и их предводителя Джангара, защитников сказочной страны Бумбы. В эпосе отражены надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за своё национальное существование.
- КЛЯТВА БОГАТЫРЕЙ ДЖАНГАРА. Исторический путь калмыцкого народа способствовал тому, что идеалом калмыка всегда был и остается воин - защитник родной земли. Это оказало огромное влияние на утверждение общественных приоритетов и определило шкалу традиционных моральных ценностей, культивируемых в калмыцком обществе. Подтверждением тому служит знаменитая клятва богатырей, которую можно назвать кодексом чести калмыцкого воина, неписаным уставом калмыцкого войска. Каждому гостю, отрывок из " Джангара" будет выдан на бумажном носителе, для того чтобы выучить наизусть.
- 12:00 Время на обед - оплата самостоятельно.
- 13:00 Посещение национального музея им. Н.Н. Пальмова. Музей был создан 25 марта 1921 года при архивно-музейной секции отдела образования. Экспозиция была основана на коллекциях, собранных учеными-историками Николаем Николаевичем Пальмовым и Павлом Сергеевичем Рыковым. Возглавил объединенную секцию Николай Пальмов. В конце года музей и архив были разделены и Николай Николаевич остался управлять архивом. Для широкого посетителя музей открылся только в 1931 году. В то время он занимал два небольших здания на улице Сусеева.
- В настоящее время музей насчитывает около 70 тысяч единиц хранения. Экспозиционные площади музея составляют более 1500 кв.м. В экспозиционных залах подробно представлена история, этнография, культура калмыцкого народа, предметы буддийского культа и старокалмыцкого искусства, а также современное изобразительное искусство Калмыкии.
- Свободное время.
- 19:00 Ужин в мясном ресторане Гурман/Тамерлан/Легенда, туристы приобретают самостоятельно.
4 день
- 09:00 Завтрак в отеле. Освобождение номеров.
- 10:00 Выезд в п.Адык - 150 км.
- 11:30 Эко-Маршрут «Страна Бумба», 2,5 часа.
- - Экскурсия к «Поющим барханам». В древние времена на песках были стоянки различных кочевых народов. На выдутых склонах холмов и сейчас можно найти обломки глиняных сосудов и наконечники стрел ямской, катакомбной, сарматской и скифской культур.
- - Экскурсия по Розовому озеру. Маршрут проходит по берегам соленых Меклетинских озер, в воде которых обитает микроскопический рачок Artemia Salina, окрашивающий воду в розовый цвет и принимающий участие в образовании лечебной грязи, которая применяется в лечении кожных заболеваний и производстве косметических средств.
- - Экскурсия на горящий источник – артезианскую скважину, которую можно поджечь и взять горящую воду в руки.
- 14:00 Прием в кибиточном стане, разгадывание калмыцкой головоломки «Няярн Шинж», катание на верблюдах калмыцких двугорбых верблюдах породы «Бактриан», стрельба из лука. Метание аркана - включено в стоимость.
- 15:00 Обед в кафе п. Яшкуль- включено в стоимость.
- 16:00 Трансфер в г.Астрахань - 200 км, 2,5 часа.
- 18:30 Заселение в отель г. Астрахань.
5 день
- Завтрак в отеле. Освобождение номеров.
- 10:00 Обзорная экскурсия по Астрахани, 2 часа.
- Практически вся центральная часть города сохранила свою застройку с XIX века, что делает обзорную экскурсию по Астрахани особенно увлекательной, подобной путешествию на машине времени. Вы посетите такие старые районы Астрахани как Белый город, Коса, Селения, Стрелка, Эллинг и другие. Главное украшение города и неизменный объект посещения туристов – уникальный архитектурный ансамбль, памятник военно-инженерного искусства второй половины XVI века – Астраханский кремль. Построен был в 1580-1620 гг. Вас ждут красивые центральные улицы города и прогулка по Белому городу. Это старейший район русской Астрахани с Кремлем, который без преувеличения можно назвать музеем под открытым небом, вы прогуляетесь по Площади Ленина, увидите Лебединое озеро, триумфальную арку и аллею славы героев земли Астраханской, полюбуетесь величественным памятником императору Петру I, пройдетесь по Петровской набережной с видом на Волгу и увидите старинные дома на одной из старейших Астраханских улиц.
- 12:00 Время на обед, оплачивается самостоятельно.
- 13:00 Экскурсия в дом-музей Велимира Хлебникова. Экскурсия включает в себя обзор музея, состоящего из двух частей.
- Первая – собственно, квартира, где проживала семья Хлебниковых. Именно сюда с 1911 по 1919 гг. Велимир Хлебников неоднократно приезжал к родителям. Квартира включает в себя пять комнат с коридором и верандой:«Родословная», «Гостиная», «Комната Веры», «Комната Велимира», «Зал Велимира Хлебникова», «Уход Велимира», «Хлебниковская веранда».
- Вторая часть музея – квартира напротив, где проживали соседи Хлебниковых и в настоящий момент располагаются выставочные залы (экспозиция на постоянной основе): «Живопись Веры Хлебниковой», «Графика Веры Хлебниковой», «Графика Петра Митурича», «Веранда Мая Митурича», «Графика С.К. Ботиева», «Музейная библиотека».
- В основе экспозиции музея – «хлебниковская коллекция», принесённая в дар Маем Митуричем-Хлебниковым, племянником Велимира. В неё входят фамильная библиотека, предметы обихода семья Хлебниковых, прижизненные издания Велимира, его личные вещи, полотна Веры Хлебниковой, Петра и Мая Митуричей.
- 14:00 Посещение рыбного рынка, сувенирных магазинов.
- 16:00 Трансфер в аэропорт.
В стоимость тура включено:
- Проживание в отеле - 4 ночи,
- трансфер по программе,
- питание по программе,
- услуги гида,
- входные билеты.
Оплачивается дополнительно:
- Проезд до г. Волгограда и обратно от г. Астрахани;
- личные расходы,
- питание, не включённое в стоимость тура.
Туроператор оставляет за собой право менять порядок предоставления услуг без уменьшения их объёма.
ВНИМАНИЕ!
Просим сообщать необходимую информацию по прибытию туристов в пункт начала тура после приобретения билетов:
- № поезда или рейса, время прибытия, мобильный телефон туристов для экстренной связи.
- Информацию просьба отправлять по адресу exskurs@alean.ru